пятница, 2 мая 2008 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. ЭССЕ 16

ИММАНУИЛ КАНТ

Иммануил Кант– родоначальник немецкого классического идеализма (1724-1804 года)
Критический период.
Ученики.
Вся последующая философская мысль развивалась или критикуя Канта или дополняя его воззрения. В этом смысле он является основанием не только для классического идеализма, но и диалектического взгляда на вещи.
Достижения.
В косметологии (наука о космосе):
Выдвинул гипотезу о возникновении солнечной системы из пылевой «туманности». До сих пор это основная теория для всех астрофизиков.
Выдвинул гипотезу о существовании множества галактик – гениально подтвердилась.
Развил учение о замедлении вращения Земли из-за приливного трения, которое вызывается Луной.
Учение об относительности движения и покоя все это явилось основанием для развития диалектики, диалектического взгляда на развитие.
Знаменитые произведения.
Вся его научная деятельность разделена на два периода:

До критический (до 1770 года, ему было уже 46 лет).
Под влиянием эмпиризма (emperia – опыт) и скептицизма (skeptikos – критикующий) Юма обосновал различие между основание реальным и основанием логическим и ввел в философию понятие об отрицательных величинах.

Критический (после 1770 года).
В критический период появились такие произведения как:
Критика чистого разума (1771).
Критика практического разума (1788).
Критика способности суждения (1790).
В них последовательно изложены «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.

Философия Канта.
Самое знаменитое открытие Канта – «вещь в себе». Он рассуждал так. Невозможно построить систему умозрительной философии (метафизики) если мы предварительно не исследовали форму нашего познания и границу наших познавательных способностей. Пример – мы не можем видеть в инфракрасном диапазоне волн, т.е. это есть граница наших способностей. Мы также ограничены в форме нашего познания, т.е. мы можем смотреть на горячую стеклянную колбу и долго разглагольствовать, что она холодная, пока не проведем опыт: или дотронемся до нее или посмотрим на нее через инфракрасный сканер, но до этого момента, пока мы не познали эти методы, мы не обладаем достаточными знаниями о предмете. Но мы можем до бесконечности совершенствовать наши методики в познании. Значит в каждый данный момент мы чего-то все же знать не будем. Вещь всегда будет оставаться непознанной, оставаться «сама в себе». Познание возможно только относительно «явлений», проявлений этой вещи, т.е. ограниченного способа посредством, которого вещь и обнаружилась в нашем опыте. Все же агностицизм (отрицание возможности познать) Канта дополняется достоверным теоретическим знанием в математике и естествознании. Потому что, говорил Кант, наше сознание априорно (без доказательно) содержит формы чувственного созерцания, рассудка и связи, а они есть основание для законов постоянства субстанций, закона причинности, закона взаимодействия субстанций. Все это как бы заложено сразу у нас в голове, есть неотъемлемая часть нашего рассудка, разума. А неискоренимое стремление к безусловному знанию вытекает только из высших этических запросов. Пример – мы ставим перед собой вопросы, или хотим что-либо узнать, потому что это безусловно вытекает из этической природы нашего рассудка. А высшая этика – это антиномичность – раздвоение в противоречиях. Мы хотим решить вопрос о бесконечности и пределе в пространстве и времени, о существовании неделимого элемента мира (атома), о характере процессов с точки зрения наличия в них случайности, необходимости и свободы, о существовании Бога как безусловно необходимого существа. И мы видим, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир конечен и бесконечен; существуют неделимые атомы и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные, но есть и процессы совершаемые свободно; безусловно необходимое существо есть и его нет.
Техника философствования Канта.
Решение (снятие) противоречий вытекающих из антиномичности разума.
Ограничить знания в пользу веры.
Различайте «вещь в себе» и явление этой вещи в опыте.

Человек и несвободен – как существо в мире явлений, и свободен как «вещь в себе» - субъект непознаваемого чувственного мира. Бог недоказуемый для знания и может быть только постулатом веры.

Комментариев нет:

работы
конспекты
определения
заметки на полях



Посмотрите дополнительно здесь - Философский словарь ИПЛ.М.1986 стр 186



И здесь - Избранные сочинения. Ленин т5 часть II стр 32, 58-59, 71-77, 87-90, 99-101, 129-134, 138-139, 145, 150-152, 161-165, 255-259, 278, 284-289, 301-310, 349-359, 363, 371-374, 390-394, 418, 421, 464-466






Википедия. Иммануил Кант